Дроссельная заслонка Додж Калибр имеет коварную привычку умирать в кратчайшие сроки, от нескольких дней до считанных минут, оставляя автомобиль в аварийном режиме, пугая владельцев и ломая все планы. Да сами посудите какие мысли лезут в голову, когда на приборной панели горит молния, машина при этом совершенно не отличается молниеносностью, вся дрожит как раненая и едет не более 20 километров в час, при этом даже обороты толком не набирает. Практика показывает, что в 90 процентов таких случаев связаны непосредственно с выходом из строя заслонки, а остальные 10 приходятся на педаль газа и ремонт проводки между узлами. Как и всегда, эта статья актуальна для владельцев Джип Компас, Додж Авенджер, Джорни, Фиат Фримонт и прочих обладателей поколения двигателей 1.8, 2.0 и 2.4.
Причин, по которым умирают заслонки, достаточно много, начиная от банального износа и до неправильной её очистки от отложений. Процедура эта на самом деле необходима, достаточно полюбоваться на поверхность дроссельной заслонки ниже, но требует тщательного выбора химически активных материалов, понимания устройства и принципа работы узла.
В основном же своей массе заслонки выходят на пенсию по старости, причём вынужденно, ибо инженер, ответственный за проектировку дроссельной заслонки, явно тот ещё двоечник, прогулял как минимум теормех, сопромат и уронил дюймовый болт на теория упругости. И мы не голословны, потому что нельзя спокойно смотреть на внутренности дросселя без слёз. Производитель предполагает, что этот узел неразборный, но плёвая навальцованная крышка не может остановить пытливый отечественный ум. Снимаем и недоумеваем… Механизм достаточно простой: моторчик (слева) крутит двойную шестерню за большую из них, а малая передаёт усилие на зубчатую передачу, отвечающую за открытие заслонки.
Мы специально слегка вытащили двойную шестерню, чтобы стал понятен принцип передачи усилия, сама же она выглядит следующим образом. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы заметить нечто неладное с зубцами малой шестерни, причём это не столько смазка, сколько она же, перемешанная с остатками полимера. Очень хорошо видно, что вместо прямой линии мы имеем вогнутую.
Зубчатая передача выглядит и того хуже, центральные зубцы на ней угадываются исключительно по силуэтам. Теперь представим, что происходит при нажатии на педаль газа: моторчик заслонки крутится, двойная шестерня вращается и окончательно слизывает остатки зубчатой передачи. Как итог, имеем горящий на приборной панели Check Engine, красную молнию, дикую дрожь автомобиля и ограничение по оборотам и скорости, что, в принципе, легко объяснить – автомобиль не представляется возможным эксплуатировать когда нельзя создать эффективную топливо-воздушную смесь.
Случается, конечно, что накрывается электроника внутри дроссельной заслонки Додж Калибр, но это достаточно редкое явление. Выход из ситуации только один – установка нового узла. Форумные энтузиасты уже несколько лет пытаются изготовить ремонтные шестерни, ибо заслонка влетает в копеечку, но воз и ныне там, хотя мы отдали пару десятков убитых заслонок в разные руки.
Подводных камней в самой работе нет, разве что нужно быть аккуратным с разъёмом дросселя, который имеет свойство ломаться (пластик становится нежным от времени и температуры), да обязательно устанавливать новую прокладку между заслонкой и впускным коллектором. Чтобы машина не дрожала на драйве в пробках после замены, новый дроссель требуется адаптировать при помощи оригинального сканера, возможно с повышением версии прошивки блока управления двигателем. Процедура весьма желательна, но не обязательна, автомобиль и без неё будет нормально передвигаться, разве что чуть менее эффективно.
Как видите, дроссельная заслонка Додж Калибр и всего остального семейства автомобилей, это детская болячка, откровенный просчёт, который скоро будет известен с десяток лет, но производитель пока что не стремится модернизировать узел и выпустить действительно надёжную версию.